Новости Диакаталога

05.10.2017

Вводить лекарственное страхование надо было еще в тучные нулевые годы


В Госдуме в очередной раз заговорили о лекарственном страховании. Лекарства дорожают непрерывно, и если при обычных болезнях наши незадачливые сограждане, не имеющие средств на лечение, надеются, что «пройдет само», то больные серьезными хроническими заболеваниями такого легкомыслия позволить себе не могут. Они прекрасно знают, что само не пройдет, что перерыв в лечении грозит им тяжелыми осложнениями, инвалидностью, а то и безвременной смертью. Еще страшнее, когда речь идет о ребенке, который угасает на глазах.

С 2005 года в России запущена система дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Его должны получать больные онкологическими заболеваниями, диабетом, болезнями, входящими в программу «Семь нозологий» (такие как рассеянный склероз, муковисцидоз, гемофилия), и некоторыми другими болезнями. Это своего рода сокращенная форма лекарственного страхования. Введение ее было большим достижением нашего здравоохранения. Беда в том, что она работает с перебоями и не везде. Особенно плохо в регионах.

Об этом говорили на заседании комитета Госдумы по охране здоровья. Федеральный закон № 178 «О государственной социальной помощи» финансируется в лучшем случае на 50%, каждое третье обращение от граждан в регионах связано с  недостатком  лекарств. Благополучные отчеты из Минздрава основываются на информации, которую предоставляют управления здравоохранения, фактически скрывающие реальную картину. Врачи выписывают рецепты на необходимые лекарства, но пациенты не могут их получить, потому что в аптеках льготных лекарств нет.

Выступавшая перед депутатами министр здравоохранения Вероника Скворцова согласилась, что ситуация неблагоприятная, объясняется это во многом тем, что с 2004 года по закону полномочия по обеспечению лекарствами лежат на субъектах Федерации, а у них не хватает на это денег. Минздрав намеревается рассмотреть вопрос о выделении в 2018 году средств для поддержания регионов в расходах на льготное лекарственное обеспечение.

По мнению министра, нужно пересмотреть всю систему лекарственного обеспечения. «Должна быть введена цивилизованная система лекарственного страхования с единой ставкой соплатежей для льготных категорий. Она не потребует дополнительных источников финансирования, а потребует слияния всех тех ресурсов на федеральном и региональном уровнях, которые сейчас тратятся. Если лекарства будут доводить по референтным ценам, то большая часть населения сможет даже не доплачивать», – подчеркнула Вероника Скворцова, добавив, что есть несколько полностью рассчитанных моделей лекарственного страхования.

«Система лекарственного обеспечения в более или менее приемлемом виде была впервые запущена в 2005 году в качестве проекта под названием «Дополнительное лекарственное обеспечение» – ДЛО, – пояснил в беседе с «НГ» заместитель председателя Формулярного комитета РАН, профессор Павел Воробьев. – Там были грубые ошибки, например (и это не исправлено и по сию пору) возможность граждан льготных категорий получать вместо основных лекарств деньги. Многие ошибки были учтены и устранены в программе «семь нозологий». Но дальше  созданная Формулярным комитетом система фактически прекратила свое развитие».

Воробьев обрисовал нынешнюю ситуацию. В августе деньги на льготные лекарства в регионах закончились. Не осталось даже на инсулин. Районные власти вынуждены класть пациентов в больницы, чтобы полечить их инсулином. Это, между прочим, нарушение. И делающие сейчас это главные врачи вполне могут отправиться под суд за нецелевое использование средств.

Чтобы начать нормальное лекарственное обеспечение, утверждает профессор Воробьев, надо вернуться на много лет назад. Нужно восстановить систему оценки и выбора лекарств по общепринятым в мире критериям доказанности эффектов, экономической целесообразности (клинико-экономический анализ), прозрачности всех процедур, исключения конфликта интересов. Все документы для этого есть, есть богатый опыт. Нынешний перечень жизненно необходимых препаратов надо отменить: в нем примерно 20% ненужных, устаревших и неработающих лекарств.

Следующий этап – ценообразование. Цены в России порой в два и даже во много раз выше, чем на Западе. Никакой коммерческой тайны, про которую рассказывают, нет. Во всем мире используют цены сравнения в нескольких странах (референтные). У нас чиновники научились произносить эти слова, но не более того, подчеркивает Павел Воробьев. Системы ценообразования как не было, так и нет. Правда, в программе «семь нозологий» цены за несколько лет снизили в два раза, используя известные в мире технологии ценообразования. А до этого переплачивали огромные деньги.

Должны быть исключены закупки лекарств. Такая система уже была в программе ДЛО. Должны оплачиваться приобретенные лекарства: человек получил то, что ему нужно по рецепту, аптека – деньги, которыми она расплатится с дистрибьютором и производителем. Тогда исчезнет нынешняя огромная коррупционная составляющая вокруг торговли лекарствами.

И последнее условие: назначение и выписка лекарств строго по стандартам. Основные лекарства – только по рецептам. Препарат может попадать в список основных только по определенным показаниям, которые должны быть четко отражены в стандартах. И врач не может выписать важный для больных с инсультом ботулинический токсин для коррекции морщин лица. Сегодня это безобразие возможно.

«Лекарственное обеспечение – вещь сложная, но достаточно хорошо проработанная в мире и в России, – заключает профессор Воробьев. – Много раз мы писали и говорили о схемах реализации. Но, боюсь, опять будем делать велосипед с квадратными колесами. А страдать пока будут больные».

Ввести лекарственное страхование в России, наверно, было проще в тучные годы высоких цен на нефть. Но предпочли потратить средства на другие цели, а не на здоровье народа. Теперь, когда давит финансовый кризис и бюджет на социальные вопросы все урезается, это представляется иллюзорным.

Ада Горбачева,  Обозреватель «Независимой газеты»

Источник: http://www.ng.ru/health/2017-10-04/8_7087_money.html


Назад в -> Новости

X