Новости Диакаталога

16.08.2017

Врач назначает лечение, а больной назначениями пренебрегает. Извечный русский вопрос: кто виноват? Сам больной – упрямый, самонадеянный, недоверчивый, жалеющий деньги на приобретение лекарств? Врач – некомпетентный, усталый, ничего не объясняющий? Государство, до сих пор не принявшее закон о лекарственном страховании, вынуждающее больных тратить на лекарства последние деньги? Пытаясь отыскать ответ на этот вопрос, мы лишь теряем время, вместо того чтобы искать ответ на второй извечный вопрос: «Что делать?»


Итак, больной не выполняет предписания врача. Что делать? С юридической точки зрения не надо делать ничего. Больной всегда прав: взрослый человек сделал свой выбор и не желает лечиться. Это его право.

Но парадокс состоит в том, что выбор-то вовсе не осознанный: больной не обладает достаточной информацией о том, что с ним происходит. А если информация ему предоставлена, то он, как правило, не в состоянии рационально оперировать этой информацией.

В медицине есть такой термин – «комплаентность», то есть приверженность больного рекомендациям врача. Самые некомплаентные больные – это взрослые, работоспособные, хорошо себя чувствующие люди, у которых «вдруг», обычно при профилактическом обследовании, выявили хроническую болезнь.

Пациенты, которым за 40–50 лет, еще недавно считавшие себя совершенно здоровыми, не готовы принять как данность впервые выявленный сахарный диабет, артериальную гипертензию и другие хронические болезни, требующие контроля в течение всей жизни. Особенно если эти болезни обнаружены случайно. Действительно, самочувствие хорошее, впереди еще половина жизни, а врач обрекает на ежедневный прием лекарств! Наверное, доктор продался фармкомпаниям! Наверное, он хочет подсадить на лекарства, чтобы потом много лет «стричь шерсть» с очередного хроника.

Пациентам предстоит пройти все стадии принятия диагноза (шок, отрицание, торг, депрессию, смирение), прежде чем они будут готовы сотрудничать с врачом в борьбе за собственное здоровье. Период принятия диагноза занимает обычно около шести месяцев, но иногда затягивается на годы, реально сокращая жизнь больного.

Необходимо осознавать собственные возможности в отношении сохранения своего здоровья. Факторы риска делятся на две группы: модифицируемые и немодифицируемые. Чтобы жить долго и с хорошим качеством, мы можем влиять только на модифицируемые факторы.

К немодифицируемым факторам относятся, например, возраст, пол, наследственность. Мы не можем повлиять на них, уменьшив их угрозу для нашего здоровья и жизни. А вот курение и гиподинамия – модифицируемые факторы риска, требующие только наших действий по изменению образа жизни, без лекарств.

Есть еще условно модифицируемые факторы: болезни. Если их правильно лечить, то риск от них не реализуется. Если не лечить, риск становится фатальным. Например, неконтролируемая артериальная гипертония несет в себе высокий риск инфарктов и инсультов. Если гипертония находится под контролем (как правило, благодаря регулярному приему таблеток), вероятность инсультов и инфарктов резко снижается. Это убедительно доказано. Вот и решайте, принимать назначенные лекарства или играть в орлянку с судьбой.

Мера ответственности пациента за соблюдение рекомендаций врача – тоже модифицируемый фактор. Чем выше ответственность, тем ниже риск негативного развития болезни и тяжелых последствий. Полезно понять это. Или хотя бы задуматься о своих факторах риска. Не с позиции «кто виноват», а с позиции «что делать».


Об авторе: Ольга Юрьевна Демичева – врач-эндокринолог.

Источник: http://www.ng.ru/health/2017-08-16/8_7052_diagnoz.html




Назад в -> Новости

X