Новости Диакаталога

13.06.2017

По оценке специалистов, как минимум половина из болеющих сахарным диабетом... не знают о своем заболевании. Причем признаки грозного недуга зачастую пропускают не только пациенты, но и их лечащие врачи.


Собственно, именно по этой причине в Научно-исследовательском институте им. Д. О. Отта подготовили книгу о сахарном диабете и адресовали ее прежде всего коллегам, в том числе гинекологам, на прием к которым приходят беременные женщины.

«Не «пойманный» вовремя так называемый гестационный диабет крайне опасен для будущей матери и ее ребенка», - утверждает кандидат медицинских наук Алена ТИСЕЛЬКО, старший научный сотрудник отдела эндокринологии репродукции НИИ, эксперт Российской рабочей группы по диагностике и лечению диабета во время беременности.

- Алена Викторовна, уникальный для нашей страны центр «Сахарный диабет и беременность» существует в вашем институте уже четверть века. Казалось бы, за это время у всех наших врачей «от зубов» должны отскакивать правила ведения беременных?

- Действительно, клиническая и научная работа по этой теме началась еще в 60-е годы прошлого века: тогда в стране диагноз «диабет» был стопроцентным показанием к прерыванию беременности, и только в нашем институте начали пробовать готовить этих женщин к планированию беременности и затем, по сути, вместе с ними эту беременность вынашивать. Не без гордости могу сказать, что сегодня я крестная мама сотен здоровых малышей, рожденных от женщин, страдающих диабетом. Но я помню каждую, у кого спасти малыша не удалось - по причине того, что женщина либо не относилась серьезно к своему недугу, либо ей не поставили вовремя диагноз.

- Как такое возможно?

- К сожалению, очень даже возможно. В Петербурге среди женщин репродуктивного возраста диабет 1-го типа, который более-менее строго отслеживается, зафиксирован всего у двух с небольшим тысяч человек, а еще у двух тысяч - сахарный диабет 2-го типа. Думаю, последних гораздо больше - такие пациентки, увы, редко обращаются за помощью.

Но куда внушительнее выглядят показатели, имеющие отношение к диабету беременных, гестационному: в мире считается, что такой тип заболевания развивается в среднем у 17 - 22% женщин. Если в Петербурге в 2016 году родились 70 тысяч малышей, то как минимум у 12 тысяч их мам должен был быть гестационный диабет. Добавим к этому числу потерянные беременности - ведь точной статистики по диабету беременных и исходам родов мы не имеем...

- Если это заболевание столь распространено, как в женских консультациях его могут пропустить? Этот диагноз сложно поставить?

- Очень легко. Возможно, в этой легкости отчасти и скрыта причина несерьезного подхода к проблеме. Сегодня каждая женщина при постановке на учет в женскую консультацию до 12 недель беременности должна сдать кровь из вены на определение уровня сахара. Таковы мировые критерии диагностики гестационного диабета, а в 2013 году вышел по этому поводу и приказ нашего Минздрава.

- И она здорова, если...

- ...если уровень сахара натощак не более 5,0 ммоль/л. Если же у нее выявлена гликемия - показатель пусть и немного, но выше этого уровня, - женщине необходимо ставить диагноз, назначать режим питания и самоконтроль на протяжении определенного времени, когда ей надо будет измерять уровень сахара через полчаса после приема пищи. При правильно подобранной диете в большинстве случаев мы обходимся без назначения инсулинотерапии, а если инсулин все же используем, то в очень малых дозах.

- Действительно, все кажется очень простым - отчего же женщины рискуют здоровьем и жизнью своего ребенка?

- Тут как раз зачастую виноваты мои коллеги в консультациях: они любят отправлять пациенток на пересдачу анализа - мол, повышенный уровень сахара мог быть случайным. А повторные измерения могут действительно оказаться в пределах физиологических значений - для этого типа диабета характерно эпизодическое повышение сахара, как, например, артериального давления при начале развития гипертензии. Но кардиолог, получив один раз при измерении АД повышенные цифры, не скажет пациенту: идите и живите, пока давление не начнет зашкаливать, а вот беременной с высоким показателем гликемии врач в женской консультации вполне может сказать: «Да ерунда, забудьте!».

Между тем уже после единичной фиксации повышенного уровня сахара необходимо начать диетотерапию и самоконтроль гликемии с помощью глюкометра, который, как и тонометр, я считаю, должна иметь каждая современная семья. А до 24 - 28 недель беременности проводится так называемая проба на толерантность к глюкозе, рисуется «сахарная кривая» при постановке диагноза гестационного диабета.

Уровень гликемии натощак 7,0 ммоль/л и более означает начало так называемого манифестного сахарного диабета, и пациентка заслуживает консультации эндокринолога уже в специализированном центре. Если этого не сделать, мы рискуем поздно начать лечение и в итоге или родить малыша недоношенным с пороками развития, многовесным (более 5 кг), с родовыми травмами, или вообще потерять...

Недавно были опубликованы данные крупнейшего многонационального и многолетнего исследования HAPO (исследование гипергликемии и неблагоприятных исходов беременности), в котором участвовали 25 тысяч беременных: у них оценивали уровень глюкозы, прибавку веса, как произошли роды и каким родился ребеночек. И были сделаны серьезные выводы: если гестационный диабет не выявляется своевременно, дети рождаются не менее тяжелые, чем при диабете 1-го типа.

- Крупные и тяжеленькие детишки - гордость родителей, да и журналисты любят рассказывать о рождении уникальных богатырей весом под шесть кг...

- Между тем это никакая не уникальность, для меня это факт пропущенного у женщины сахарного диабета. Родился малыш - слава богу, но кто-то подумал при этом, что и он, и мать - из зоны высочайшего риска? Не случайно мы сегодня фиксируем так называемый старческий диабет 2-го типа у детей младшего возраста!

Надо помнить, что беременность - это особый физиологический период, переживаемый организмом женщины: плацентарная ткань вырабатывает огромное количество всевозможных гормонов, а потому резистентность (невосприимчивость) к инсулину развивается буквально у каждой беременной. Но у одной женщины этот процесс в конце концов компенсируется, а у другой - по разным причинам - уровень сахара в крови сохраняется высоким, и тогда развивается диабет.

Сейчас во всем мире отмечается рост этого типа сахарного диабета. И чаще всего провоцируют его развитие ожирение (именно жировая ткань «запускает» нечувствительность к инсулину) и малоподвижный образ жизни (глюкоза расщепляется мышцами, а если мы не двигаемся, то даже у худеньких и молоденьких она утилизируется недостаточно).

И если ко мне на прием пришла женщина с ожирением, в семье которой уже есть родственники с диабетом, но у нее самой диабет пока не проявился, что случается чаще после 35 лет, то беременность этот фактор риска как раз и подтолкнет. Возможно, временно, на период беременности, но подтолкнет.

Сегодня в распоряжении диабетологов есть современные препараты инсулина, а, например, в нашем институте работает прекрасный коллектив специалистов разных профилей: мы умеем мотивировать своих пациенток на серьезное планирование предстоящей беременности, а затем строго отслеживаем состояние их здоровья на всех этапах вынашивания плода. И, честно говоря, я не понимаю тех своих коллег, кто убеждает пациенток, что на «свои сахара» внимание обращать особо не стоит.

Возможно, это происходит, с одной стороны, от нехватки знаний, а с другой - многие из них крайне загружены. Мне повезло - я работаю в уникальном учреждении, где акушеры действуют в команде с эндокринологами и неонатологами. В стране больше нет таких центров, как наш, где и формировались представления о том, как вести женщин с эндокринной патологией. И в нашем городе, по крайней мере при первом визите в консультацию, всех женщин направляют на однократное измерение уровня глюкозы в крови. Главное — серьезно отнестись к результатам этого теста.

Если бы эндокринологи и гинекологи в женских консультациях хоть разок увидели роды, во время которых акушеры пытаются из последних сил спасать 5 - 6-килограммовых детей, то, возможно, они бы более активно выявляли у беременных гестационный диабет.

- Поскольку надежды на это немного, давайте дадим короткую рекомендацию беременной, анализ у которой показал чуть выше тех самых 5,1 ммоль/л...

- Она должна получить у врача или купить в аптеке глюкометр и тест-полоски. Измерять надо уровень сахара натощак, затем после каждого приема пищи (спустя полчаса после еды). Все данные стоит фиксировать в дневничке, где есть контрольные точки: до 20 недель измерения нужны всего 2 раза в неделю 4 раза в день, а после 30 недель надо проводить контроль чаще.

Все эти данные позволят доктору наиболее качественно разработать индивидуальную диетическую методику, к которой относится так называемый стол № 9А. В нем, в частности, предусматривается включение в рацион сложных, а не простых углеводов и клетчатки (овощи, молочные продукты, нежирное мясо, все сорта рыбы, некоторые фрукты, например, цитрусовые). Словом, никто не заставляет женщину голодать - надо просто более правильно питаться, что ей пригодится и в будущем.

Замечу, что беременная женщина невольно сопротивляется постановке любого диагноза и тут все зависит только от ее врача. Но ведь внедрили же мы в стране скрининг на врожденные патологии до 11 недель беременности, а это куда более серьезное исследование, нежели посмотреть уровень глюкозы в капле венозной крови.




Ольга Островская

Источник: http://spbvedomosti.ru/news/nauka/pyat_s_nbsp_plyusom_u_nbsp_beremennoy_/

ФОТО АВТОРА

Назад в -> Новости

X