Новости Диакаталога

25.05.2017

Вопросы лекарственного обеспечения всегда вызывали повышенный интерес у населения.


Вот и во время последней передачи «Блиц» на телеканале ГТРК «Владивосток» к главе Приморского края с просьбой наладить продажу медикаментов в Дмитриевке обратились жители села. Владимир Миклушевский заверил их, что аптечный пункт в Дмитриевке появится на базе Фе́льдшерско-акуше́рского пу́нкта, соответствующая работа уже ведётся. Ведь лекарственное обеспечение граждан – один из приоритетов социальной политики в крае, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения. Ему посвящён целый раздел Государственной программы «Развитие здравоохранения Приморского края» на 2013 - 2020 годы.

О том, как решается задача обеспечения населения льготными препаратами нам рассказала заместитель директора департамента здравоохранения Приморского края Екатерина Елисеева.

— Екатерина Валерьевна, наверняка не все знают, кому, каким категориям граждан положены бесплатные лекарства, напомните, пожалуйста.

– В первую очередь бесплатные лекарства положены пациентам, у которых установлена инвалидность, это норма определена 178-м Федеральным законом о мерах социальной поддержки. У нас в крае на сегодняшний день таких лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, больше ста тридцати тысяч человек.

— И все эти люди получают бесплатные лекарства?

– Нет. Сегодня каждый льготный пациент имеет право выбора: либо бесплатно получать лекарственные препараты, либо компенсацию за них. Если человек решает брать деньги, он должен до 1 октября каждого года написать заявление в Пенсионный фонд о том, что желает получать не лекарственные средства, а денежную компенсацию за них. При этом он будет получать компенсацию в соответствии утверждённым Федеральным законом нормативом финансовых затрат на одного гражданина. В 2017 году этот норматив составляет 807 рублей 20 копеек в месяц, соответственно в год – 9 тысяч 686 рублей 40 копеек. Но очень важно, чтобы пациент, имеющий право на льготные лекарства, от него не отказывался.

- Почему? Поясните, пожалуйста.

- Всё просто. Во-первых, увеличивается объём денежных средств, которые могут быть направлены на приобретение лекарств. Если бы пациенты не отказывались от получения лекарств в натуральном виде, мы бы получали денежные средства в объёме в три-четыре раза превышающем нынешний. Тогда у нас было бы больше возможностей для оптимизации этого процесса. Во-вторых, при монетизации, на мой личный взгляд как эксперта, нарушается основной принцип работы системы лекарственного обеспечения – принцип страхового возмещения и принцип социальной солидарности. Сегодня активно поднимают вопрос об изменении порядка возмещения расходов на лекарственное обеспечение и очень много говорят о необходимости введения лекарственного страхования. Для всех. Потому что сейчас у нас действительно парадоксальная ситуация: для того, чтобы получить право на бесплатное лекарственное обеспечение, нужно стать инвалидом… Согласитесь, это ненормально. Нормально наоборот, когда мы предотвращаем выход на инвалидность. А для этого у государства должны быть механизмы возмещения расходов на лекарственное обеспечение заболевшего, для того, чтобы он инвалидом не стал.

- А где человек получает льготные лекарства?

- В сети пунктов льготного отпуска. Таких у нас в крае 56, семь из них находятся во Владивостоке, остальные распределены таким образом, чтобы в каждом районе Приморского края обязательно была льготная аптека. Мы в департаменте всегда активно ведём переговоры с главами муниципалитетов по расширению сети, увеличению количества пунктов льготного отпуска, где пациент по выписанному рецепту необходимый ему препарат получает бесплатно. Это первый сегмент лекарственного обеспечения инвалидов. Дополнительно губернатором ежегодно выделяются денежные средства для лечения пациентов с так называемыми социально значимыми заболеваниями.

- Что это такое?

- Это заболевания, которые представляют угрозу для жизни пациента или угрозу для окружающих. В первую очередь это сахарный диабет – страдающий этим недугом не может оставаться без лечения. Это онкологические заболевания, это туберкулёз. В последнее время особую остроту приобретает обеспечение лекарственными препаратами больных, страдающих так называемыми редкими жизнеугрожающими заболеваниями, их ещё называют сиротские или орфанные (от английского orphan - сирота). Они встречаются очень редко, с частотой один случай на пятьсот тысяч, на миллион человек… На помощь пациентам с орфанными заболеваниями направлена Федеральная целевая программа «Семь высоко затратных нозологий» (нозология – это болезнь), предусматривающая помощь больным гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также людям, нуждающиеся в иммунодепрессантах после трансплантации органов. Это семь болезней чрезвычайно дорогостоящих, средняя стоимость одного рецепта достигает более семидесяти тысяч рублей ежемесячно, а таких рецептов может быть несколько в месяц… Край ежегодно защищает свою заявку в Министерстве здравоохранения, в которой указывает, какое количество препаратов для таких больных необходимо Приморью. В регистре высоко затратных болезней у нас чуть меньше полутора тысяч человек, и эти препараты в натуральном виде приходят к нам в край. Снабжение бесперебойное, очередные поставки идут сейчас, первую партию на первый квартал мы получали в конце прошлого года, сейчас, до 30 апреля прошли все основные минздравовские поставки на этот год. Но есть пациенты с орфанными заболеваниями, которые не попали в программу «Семь высоко затратных нозологий». На самом деле орфанных заболеваний более двухсот, какие-то из них лучше изучены, какие-то менее изучены, для каких-то есть лечение, а для каких-то нет. Но наиболее актуальные – это двадцать четыре заболевания, и вот вопрос лекарственного обеспечения именно этих пациентов, которые не входят в федеральную программу, пока не решён. Мы неоднократно обращались и в правительство, и в министерство, и в Государственную Думу с инициативами о том, что эти двадцать четыре нозологические формы также должны быть в централизованном плане лекарственно обеспечены, потому что лечение может стоить десятки миллионов рублей в год. Для одного человека. Это непосильная ноша для бюджета Приморского края, да и любого другого субъекта Российской Федерации. Учитывая, что таких пациентов немного, логично было бы эту программу федерализовать. Но пока этот вопрос не решён, и эти люди лечатся за счёт Приморского края. И для них мы вынуждены перераспределять ресурсы с других направлений, потому что, несмотря на затратность, мы живём в обществе этичном и не можем оставлять людей без лечения, даже если оно столь дорогостояще.

- Во что обходится лечение редких болезней?

- Самая затратная нозологическая форма – это атипичный гемолитико-уремический синдром, также в лидерах по затратам различные мукопорисахаридозы, у нас несколько таких пациентов, первичная лёгочная гипертензия. В краевом регистре орфанных болезней порядка двухсот человек, и их лечение стоит столько же, сколько лечение всех пятидесяти тысяч краевых льготников. Вот в чём проблема. Дополнительно на их бесперебойное лечение в прошлом году по решению губернатора было выделено 155 миллионов.

Знаете, объём социальной поддержки в части лекарственного обеспечения у нас колоссальный. Как эксперт могу сказать, что нигде в мире, ни в одной стране нет таких объёмов предоставления лекарственной помощи бесплатно, нигде. Таких объёмных программ для лекарственной поддержки инвалидов, больных туберкулёзом, пациентов с ВИЧ/СПИД, онкологических больных, страдающих сахарным диабетом – таких затратных и разносторонних программ ни у кого в мире нет. И нужно обязательно, чтобы наши люди об этом знали – существует некая иллюзия, что мер социальной поддержки у нас мало, либо что они в недостаточном объёме предоставляются… Но на самом деле это абсолютно не так. Когда мы рассматриваем какие-то жалобы от заявителей на то, что вот, например, дали три препарата, а надо тринадцать, как правило, мы задаёмся вопросом, а в какую сумму обошлись эти три препараты, и оказывается, что в весьма существенную. Потому что те же современные аналоги инсулина, геноинженерные препараты – они стоят весьма недёшево. Тем не менее, Приморский край, губернатор находят возможность выделять дополнительные деньги для того, чтобы эти препараты предоставлялись пациентам бесплатно. Понятно, что в лекарственное обеспечение сколько не вложи средств – всё будет мало, потому что постоянно появляются новинки, инновационные лекарственные средства… Так, в части лечения онкологии сейчас есть препараты, одна упаковка которых может стоить и сто двадцать, и сто девяносто, и триста тысяч рублей… Тем не менее, эти вопросы решаются. Деньги, которые выделяет дополнительно губернатор на лекарственное обеспечение, тратятся в первую очередь на сахарный диабет, на лечение пациентов с онкологическими заболеваниями, приобретаются некоторые противотуберкулёзные препараты, так называемые препараты первой линии, препараты для вакцинопрофилактики и вот для таких единичных случаев, уникальных высоко затратных нозологий, не вошедших в Федеральную целевую программу.

- Скажите, пожалуйста, какие новые лекарства получит край в этом году? Сбоев не будет?

- Льготная номенклатура лекарственных препаратов для пациентов, оформивших инвалидность, в этом году у нас не поменялась, то есть перечень остался прежним. Что касается препаратов, дополнительно приобретаемых для лечения пациентов с сахарным диабетом, здесь появились новые позиции, новые препараты инсулина с более усовершенствованным механизмом действия, с более продолжительным периодом действия, с возможностью меньшей кратности дозирования. То же самое касается и противоопухолевых средств, правда, новинки чрезвычайно дорогостоящие. Но по возможности стараемся решать эти вопросы. Что касается бесперебойности поставок, то поставщик, заключивший с департаментом государственный контракт на поставку, как правило, добросовестно исполняет свои обязательства. У нас были случаи задержек, но они устранялись поставщиком, кроме того, в той номенклатуре лекарственных препаратов, которая есть на складе и в аптеке, всегда предусмотрена возможность при отсутствии одного наименования подобрать терапевтический аналог – препарат, который будет работать по тем же показаниям, и таким образом не оставить пациента без лечения, не делать перерыва.

- А какие препараты наиболее востребованы?

- Самые востребованные препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, заболеваний желудочно-кишечного тракта, противоопухолевые средства. Заявка на поставки составляется в федеральном сегменте непосредственно лечебным учреждением. В краевом сегменте заявку подаёт главный специалист, который работает с регистром заболевания. Например, главный внештатный эндокринолог департамента здравоохранения работает с регистром сахарного диабета, в котором отражены пациенты, какого типа диабет у каждого, какой препарат инсулина он получает… Ориентируясь на это главный специалист и составляет заявку. То же самое и по противоопухолевым средствам – краевой онкодиспансер ведёт регистр больных, их количество, в каких препаратах они нуждаются, и сообразно с этой информацией подаёт нам заявку.

— Екатерина Валерьевна, если в случае отсутствия бесплатных лекарств гражданин приобретает их за собственные средства, возможно ли получить компенсацию? И как быть, когда человеку необходимо надолго выехать за пределы края, как и где ему получать льготные лекарства?

- При приобретении препаратов за собственные средства компенсация пациенту не предусмотрена. Что касается выезда за пределы края, например, на лечение, то пациент и лекарственные препараты получает в том субъекте, где находится стационар. Если пациент уезжает надолго, он должен оформить временную регистрацию и получать лекарства по месту проживания.

- Благодарим за обстоятельные ответы, уважаемая Екатерина Валерьевна.


Юлия БЕРЕГОВАЯ
Фото DSM Group

№ 20 (562) от 25 мая 2017
[«Аргументы Недели Владивосток»]


Источник: http://argumenti.ru/health/n591/536196

Назад в -> Новости

X